“Плюсы” и “минусы” современной школы

С самого начала развития человеческой цивилизации старшие поколения передавали свой жизненный опыт младшим. Это делалось для того, чтобы потомки усвоили самые простые навыки и знания, которые могут пригодиться в последующей жизни. Изначально обучение проводилось на наглядном примере. Родители показывали ребёнку, как и что делать. Тот, в свою очередь, неосознанно “копировал” эти действия, и закреплял их многократным повторением.

Постепенно учебный процесс стал отделяться от обычной повседневной деятельности, и трансформировался в отдельный общественный институт. Сегодня невозможно представить общество без учебных заведений, в котором дети, юноши и девушки обретают знания по различным дисциплинам. Одной из самых важных ступеней в этом случае является школа. В странах СНГ начальные и средние школы функционируют примерно по одному и тому же образцу, которому присущи как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Начало обучения

Во время начала учёбы ученики ещё не полностью осознают важность получения знаний, а ориентируются больше на оценку, которую ставит учитель. Затем, оценки начинают подразделяться на “плохие” и “хорошие”. Первые ставят, если ребёнок не может ответить на поставленный вопрос, или отвечает очень слабо. Вторые – ответ полностью правильный и полный. С одной стороны, это может способствовать выработке дисциплины в обретении знаний, но с другой – может отбить всякую охоту к дальнейшей учёбе.

Это произойдёт в том случае, если несколько плохих оценок идут подряд (“Я не могу этого выучить!”) Поэтому очень важным является тот факт, что в некоторых учебных заведениях в первых классах оценок не ставят, и позволяют вначале писать карандашами. Школа позволяет ребёнку социализироваться и привыкнуть к вначале незнакомым и необычным условиям, которые сильно отличаются от привычных домашних. Выработка самостоятельности и ответственности сопряжена с начальным периодом обучения. Ребёнок, когда его вызывают к доске, должен решить задание перед всем классом, давая чёткие и ясные объяснения. Хороший ответ у доски может повысить самооценку ребёнка и укрепить уверенность в себе

 

Коллективная система образования

С другой стороны, обучение проходит в классах, достаточно больших по количеству учащихся (от двадцати до сорока человек). Учителю трудно контролировать успеваемость всех учеников, поэтому, даже если кто-то “отстал”, педагогу трудно будет задерживать продвижение по школьной программе. Исключение составляют некоторые преподаватели, которые следуют “правилу каравана” – “караван верблюдов движется со скоростью, с которой передвигается наиболее медленный верблюд”. Иными словами: к новой теме можно будет перейти только в том случае, когда предыдущая тема была усвоена всеми учениками.

 

“Плюсы” и “минусы” современной школы

 

Учебные материалы

Учебники, которыми располагают современные школы, не всегда составлены грамотно. Бывают случаи, когда абсолютно не родственные между собой темы идут одна за другой. Это может вызвать путаницу в знаниях и потере возможности составить целостную картину дисциплины. Но даже при таком способе обучения некоторые ученики могут проявить незаурядные способности к изучению точных или естественных наук, или гуманитарных дисциплин. Таким образом, определяются склонности к изучению предметов, и даже выбор будущей профессии.

 

Роль учителя

На стремление к получению новых знаний и умений влияет не только личность ученика, его возраст и предпочтения. Важна также и роль педагога. В некоторых случаях учителя не видят в своих учениках будущей зрелой личности, и процесс учёбы сводится лишь к механической передаче знаний. Поэтому стоит вспомнить, что индивидуальный подход к каждому из учеников – это не только учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Это последовательное и искренне отношение к ученику как к индивидуальности и самостоятельной личности.

 

Несмотря на все указанные недостатки (часто технического характера), школа даёт возможность обрести необходимые знания, укрепить своё мнение о себе и определиться, какой жизненный путь избрать в дальнейшем.

Опубликовано:

2017-06-10

Раздел: Школьное образование