Критериальное оценивание знаний в Республике Казахстан планируется постепенно внедрить во все школы в 2020-2021 учебном году. Эта система является перечнем четких критериев оценивания, которые вырабатываются коллективно теми, кто участвует в процессе обучения, — школьниками, родителями, учителями.
Его смысл состоит в создании условий компетентной оценки работы учеников, их компетентностей. Это позволит выявить наиболее талантливых молодых людей, которые смогут применять не только заученные алгоритмы решения поставленных заданий, а так же мотивировать детей к обучению, отслеживать индивидуальную результативность ученика и впринципе получать получать объективную картину школьных достижений.
Целью критериальной системы оценивания является устранение субъективной составляющей в процессе обучения и оценивания результатов. Возникают ситуации, при которых учитель ставит оценку, исходя не из правильности решения задачи, но по причине субъективной предвзятости к ученику. Даже при условии, что задание решено полностью правильно, можно её занизить, указав на помарку в написании.
Критериальная система оценивания поможет избежать потери интереса к процессу усвоения новых знаний из-за необъективного оценивания, потому что сильными сторонами такой системы станут объективность, достоверность и обоснованность.
Такая система обучения может быть названа «учитель учит ученика учиться». Смысл её в том, что ребёнок со временем постепенно будет желать осваивать всё новые знания по преподаваемому предмету, тем самым воспитывая такую компетентность как умения самостоятельно обучаться.
Главными составляющими элементами такого образования являются:
- развитие у детей чувства самооценки собственных качеств;
- направленность на развитие — как конкретное, так и общее;
- ясность излагаемого материала предмета;
- достоверность получаемой информации.
Конечно, внедрение такой системы станет причиной возникновения определенных требований к учителю в связи с организацией учебного процесса. Например, очень важным будет уметь четко формулировать целей и задач и ожидаемые результаты, а так же подбирать задания, которые помогут развивать конкретный навык.
Такая методика имеет плюсы, среди которых снижение уровня стресса во время учебного процесса в силу того, что оценка не воспринимается как наказание, а так же создание условий для активной роли детей в процессе обучения, но полноценно результаты внедрения такой методики станут заметны позднее7