Как выучить падежи казахского языка

11.06.2021

Как выучить падежи казахского языка
Изучение языков
  1. Про падежи казахского языка
  2. Репетитор – лучший помощник в изучении падежей казахского языка
  3. Склонение по падежам онлайн

Падежи в казахском языке вызывают трудности у многих. Могут возникнуть проблемы с постановкой правильных окончаний, склонений и непонимание того, какой падеж вообще нужно использовать. Из-за чего возникает путаница в голове и падает мотивация познавать казахский язык.

Но не все потеряно. Если уяснить следующие вещи и особенности, падежи можно покорить с легкостью.

падежи в казахском языке

Про падежи казахского языка

Что такое падежи в казахском языке?

Падеж – это словоизменительная форма существительного, с помощью которой можно правильно выразить мысль о предмете, событии, времени и т.д.

Виды падежей в казахском языке

Всего представлено семь видов:

  • Атау септік

  • Ілік септік

  • Барыс септік

  • Табыс септік

  • Жатыс септік

  • Шығыс септік

  • Көмектес септік

Чтобы лучше запомнить названия, можно использовать такой лайфхак:

  • Атаман
  • Излечил
  • Больного,
  • Тот
  • Желал
  • Шиковать
  • Казаку.

Как правильно использовать казахские падежи?

Чтобы безошибочно их использовать, нужно знать следующие правила для каждого из них:

Атау септік (именительный падеж)

Падеж в казахском языке обладает вопросами кім? (кто?) и не? (что?). Окончаний для него нет, и он чаще используется с подлежащими:

Примеры:

  • Бала доппен ойнайды. (Мальчик играет с мячом).

  • Тас өзенде жатыр. (Камень лежит в реке).

Ілік Септік (родительный падеж)

Его еще называют притяжательным, т.к. он откликается на вопросы кімнің? (кого?) и ненің? (чего?).

Образуется с помощью окончаний -ның/-нің, -дың/-дің, -тың/-тің.

Он используется для обозначения того, что один объект владеет другим.

Примеры:

  • Мишаның досы қазақ тілін үйретеді. (Друг Миши учит казахский язык).

  • №43 Мектебінің директоры жақсы жұмыс істейді. (Директор школы No43 хорошо работает).

Барыс Септік (направительно-дательный падеж)

Падеж в казахском языке указывает на то, к кому или чему направляется действие. Также определяет объект, к которому оно было предпринято.

Он отвечает на вопросы кімге? (кому?), неге? (чему?) и қайда? (куда?).

Формируется с помощью окончаний -ға/-ге, -қа/-ке, -на/-не, -а/-е.

Примеры:

  • Мен досыма бардым. (Я пошел к другу).

  • Адам ғимаратқа кірді. (Человек вошел в здание).

  • Байкер өзенге бет алды. (Байкер направился к реке).

Табыс Септік (винительный падеж)

Казахский падеж выступает в роли дополнения. Обозначает объект, над которым было что-то сделано.

Он имеет вопросы кімді? (кого?) и нені? (что?).

Имеет окончания -ды/-ді, -ты/-ті, -ны/-ні, -н.

Примеры:

  • Боксшы қарсыласын ұрды. (Боксер ударил соперника).

  • Атам газетті оқыды. (Мой дедушка прочитал газету).

Жатыс Септік (местный падеж)

Казахский падеж означает:

  • локацию объекта;

  • период времени;

  • состояние объекта;

  • возраст.

Вопросы: кімде? (у кого?), неде? (у чего?), қайда? (где?), қашан? (когда?).

Падеж владеет окончаниями -да/-де, -та/-те и -нда/-нде.

Примеры:

  • Дима ұшақта отыр. (Дима сидит в самолете).

  • Сұлулық өзеннің етегінде тұрып. (Красавица стоит у подножья реки).

  • Санатта дәптер бар. (У Саната есть тетрадь).

Шығыс Септік (исходный падеж)

Казахский падеж указывает то, от кого исходило действие, откуда все происходило и из чего сделан предмет. То есть, подчеркивается сам повод и исход действия.

Этот факт подтверждается такими вопросами: как кімнен? (от кого?), неден? (от чего?), қайдан? (откуда?).

Окончания: -нан/-нен, -дан/-ден, -тан/-тен.

Примеры:

  • Мен досымнан үйге барамын. (Я иду домой от своего друга).

  • Досым мектептен дзюдо секциясына барады. (Мой друг идет из школы на секцию дзюдо).

Көмектес септік (творительный падеж)

Падеж в казахском языке говорит о том, с кем или с чем шло действие. А также каким лицом оно выполнялось.

Падеж характеризуют вопросы: кіммен? (с кем?), немен? (с чем?) и қалай? (как?).

Образуется с окончаниями -мен, -бен, -пен.

Примеры:

Мен досыммен киноға бардым. (Я с другом пошел в кино).

Мен BUKI-нің көмегімен қазақ тілін үйреніп. (Я изучаю казахский язык с помощью BUKI).

Репетитор – лучший помощник в изучении падежей казахского языка

Репетитор поможет понять весь учебный материал и эффективно выучить падежи в казахском языке. Он может дать нужную информацию, помочь разобраться на практике и указать на ошибки. Тем более, в изучении чего-либо самому стоит затрачивать много нервов и сокрушительные усилия. С репетитором же этот процесс будет менее болезненным и более плодотворным.

Но куда можно обращаться за помощью? Вам поможет BUKI:

  • вы самостоятельно можете выбрать преподавателя, который подходит именно вам;

  • удобная система поиска позволит одним кликом найти своего идеального репетитора;

  • вы можете выбрать ту цену, которая подходит именно вам. 

падежи в казахском языке

Склонение по падежам онлайн

Есть множество сервисов по склонению падежей казахского языка онлайн. С их помощью можно просклонять слова самостоятельно и проверять на наличие ошибок:

  • Morpher

  • Findhow

 

Оцените новость

Также читайте раздел «Блоги репетиторов»:

Эффективные стратегии для обучения взрослых учащихся

Шесть основных обучающих стратегий, которые помогут в создании уроков применимых для обучения взрослых учащихся.

Автор: Ирина М.

Историческая география в процессе обучения

Взаимосвязь предметов История и География

Автор: Азамат Г.

Қазақша сөздерді жылдам жаттаудың 7 тәсілі

Бұл мақалада қазақша сөздерді жылдам жаттаудың 7 тәсілі жазылған. Күнделікті жиі қолданылатын заттар мен атауларды және етістіктерді тез жаттап, лексикалық қорыңызды кеңейтесіз деген үміттемін.Бірақ бұл тәсілдер тек қана қазақ тіліне ғана емес, кез-кел

Автор: Айгерим Д.

Как я стал репетитором

Описывается путь как стать репетитором.

Автор: Жанат Б.

5 ошибок родителей во время дистанционного обучения

Дистанционное обучение нам всем в новинку, поэтому многие родители не знают, как себя вести. Представленные здесь ошибки и заблуждения могут навредить школьникам, повлиять как на учебу, так и на здоровье ребенка.

Автор: Зульфия Р.