Особенности обучения игры на домбре

Домбра (домбыра) – казахский традиционный щипковый хордофон (струнный музыкальный инструмент). Является одним из самых популярных и излюбленных инструментов казахского народа. Его значение в культуре и традиции древних кочевников, большое количество народных легенд где фигурирует данный инструмент – является подтверждением того, что домбра есть жемчужина казахской музыкальной культуры.

Сегодня, в XXI веке технологии и европеизации, нам как никогда сильнее хочется сохранить нашу связь с традициями. И домбра является одним из самых популярных средств для сохранения нашего национального самосознания. В современном обучении этого инструмента сложились 3 основные методики:

1) Обучение на слух – является самым каноническим методом, который уходит своими корнями к традиционной системе обучения казахов «Ұстаз – шәкірт». Данный метод позволяет улучшить музыкальные способности ученика в плане подбора на слух, импровизации и в творческом сочинении. Но в связи с нашим временем, образом и стилем нашей жизни и образования, такой метод может быть весьма опасным. Сегодня, в пространстве тотальной информации, человеку необходима какая-либо фиксация новых материалов. Иначе, он/она просто забудет материал и не сможет его закрепить. В тенденции, такая методика будет неэффективной, исключение могут составлять лишь ярко одаренные ученики, у которых занятия проходят минимум 4 раза в неделю.

2) Обучение по нотам – итог институционализации и академизации системы музыкального образования, который произошел в XX в. Данная методика по сей день вызывает много споров и полемики среди современных казахстанских музыковедов, хотя является основным методом академического обучения. При подготовке ученика к поступлению в музыкальное училище или колледж необходимо учить именно по нотам. Плюсы данной методики: а) знакомство с нотной грамотой, которое в перспективе позволит быстрее освоить другие виды музицирования, где требуются ноты; б) возможность исполнения не только домбровой музыки, но и зарубежной популярной или классической музыки. Минусы: а) крайне сложный этап подготовительного периода, т.е. освоение нотной грамоты. В следствии этого, ученик перейдет к практическому этапу игры как таковой значительно позже, что может пагубно сказаться на его желании обучения; б) нотное образование может создать некие рамки для творческого потенциала учащегося. Обремененный нотами, он/она не сможет или не захочет творить, создавать или импровизировать собственные темы, мелодии или даже целостные кюи (миниатюрные произведения, исполняемые на казахских народных инструментах).

3) Обучение по цифровой системе – самый оптимальный вариант для тех, кто не планирует профессиональное продолжение музыкальной карьеры, для тех, кто хочет научиться «для себя». Система обучения игры на домбре по цифровке была впервые опубликована Жумагельды Нажимеденовым (Нәжімеденов Ж. «Домбыра ойнау оңай ма?» / қосымша әдістемелік құрал. – Алматы: «Өнер», 2013. – 160 б.), и модифицирована автором данной статьи. Данная методика является аналогом нотного обучения, т.е. есть определенная фиксация музыкального материала, но сама фиксация не такая сложная и трудоемкая как нотная грамота. В данной системе, также как и в нотной, можно отразить размер, ритм и динамику музыкального произведения.

Все вышеупомянутые положительные и отрицательные характеристики методик имеют общие положения и тенденциозность. Естественно, в практической работе с каждым учеником имеет место быть любой из данных методик. Вся система обучения должна строится на индивидуальных потребностях каждого учащегося, который действительно готов и хочет ознакомиться с жемчужиной казахской музыкальной культурой – инструментом Домбыра.

Автор: Абулхаир С.

Редакция не несет ответственности за наполнение блогов, они есть персональным мнением автора

Другие статьи преподавателя

Также читайте раздел «Блоги репетиторов»:

Модальный глагол "solllen"

Рассмотрены вопросы применения на практике различных значений и использования модального глагола "sollen" в современном немецком языке

Автор: Гульнар Н.

Методы обучения французскому языку

Целью данного блога является раскрыть читателю о главных методах и способах овладения французского языка. Поэтапно описываются главные принципы изучения французского языка, приводятся примеры.

Автор: Саулемай Б.

Особенности обучения игры на домбре

В данной статье рассматриваются основные методы обучения игры на домбре, их положительные (подходящие Вам) и отрицательные (неподходящие Вам) стороны.

Автор: Абулхаир С.

Как подготовиться к письменному экзамену по билетам?

Лайфхаки по организации самостоятельного повторения учебного материала

Автор: Жанна М.

Что нужно знать начинающему вокалисту?

Пункты, которые вы должны запомнить, прежде чем начинать заниматься вокалом.

Автор: Екатерина Н.