Историческая география в процессе обучения

Взаимосвязь предметов История и География

 

Кто не знает своего будущего

Кто не знает дороги обязательно пропустит свой поворот

Почему без знаний в географии невозможно в достаточной мере изучить историю и наоборот?

 

 Здравствуйте. Я бы хотел поделиться своей техникой преподавания предметов история и география, а также вкратце рассказать каким образом знания по этим двум дисциплинам могут дополнять друг друга.

Историческая география – комплесная дисциплина, изучающая физическую, социально-экономическую, культурную, политическую географию прошлых лет в исторической динамике.

Все дело в масштабности предмета история, в различных географических и в первую очередь временных границах материала, который порой перекликается с разными территориями, странами, культурами. Вместо того что бы банально зубрить названия столиц государств достаточно ознакомиться с историей их возникновения и климатическими условиями, чтобы запомнить их названия. Например, Берлин и Берн получили наименования благодаря тому, что в начале нашей эры в расположенных рядом лесах водились в большом количестве медведи и давшие имя городам. А как упрощается процесс обучения географии, когда ученик знает, что столицы порой полностью идентично названию страны, Бразилия – Бразилия, Алжир – Алжир, Люксембург – Люксембург…

Облегчает жизнь и апеллирование к именам первооткрывателей, их деяниям, так Европа никогда не будет названа новым светом, ведь на ум придет Америго Веспуччи и его экспедиции к берегам вновь открытых в XV земель, где он доказал, что эти земли являются доселе неизвестным материком Америкой!

В практике обучения географии я часто привожу в примеры аналогии из истории того или иного региона, то есть ученик не просто знает что США самая экономическая развитая страна обладающая передовыми секторами в информационной системе, но и получает знания того, как американская экономика прошла этот путь, какие факторы способствовали ее успеху, тем самым опять же процесс обучения превращается из обычной передачи информации зачастую сухой и неинтересной в непрерывный процесс развития знаний как по географии, так и по истории и в целом по гуманитарному циклу.

Не стоит забывать и об упомянутом приеме аналогий. Ученику очень сложно за короткий срок запомнить названия всех административно-территориальных делений государств на разных материках, да еще за период как минимум 2000 лет. Но приводя в качестве примера сегодняшний день и в особенности нашу страну, значительно упрощается усвоение материала.

административно-территориальные деления:

Персидская империя - сатрапии

Римская империя - провинции

Казахстан - области

Франция - департаменты

Япония - префектуры

США - штаты

Усвоение материала улучшают различные практические задания, направленные в первую очередь на уточнение полученного материала. 

В качестве примеров можно привести:

  1. Демонстрацию картографических материалов с выявлением аналогичных исторических взаимосвязей с целью лучшего визуального запоминания.
  2. Составление учеником диаграмм Венна и перекрестных картосхем и картограмм, демонстрирующих исторические явления на конкретной территории в определенное время (распределение государств и народов).
  3. Решение учеником тестов по пройденным темам с ярко выраженным уклоном заданий на выявление аналогий.

Отдельным примером хотел бы привести аналитико-синтетический метод, предусматривающий выявление фактов, их систематизацию, обобщение, выявление сущности явлений при том, что ученик должен четко локализовать объекты в пространстве и времени. Такой метод применим учеником 10-11 классов с высоким уровнем владения материалом, основное применение - изучение территориального роста страны и ее демографических проблем, а также экономической географии. 

В целом можно констатировать, что аналогии как из истории на уроке географии, так и наоборот приводят к улучшению учениками полученного материала, позволяют сократить время на осмысление и тем самым увеличивают возможности репетитора в работе с учеником!

Автор: Азамат Г.

Редакция не несет ответственности за наполнение блогов, они есть персональным мнением автора

Также читайте раздел «Блоги репетиторов»:

Эффективные стратегии для обучения взрослых учащихся

Шесть основных обучающих стратегий, которые помогут в создании уроков применимых для обучения взрослых учащихся.

Автор: Ирина М.

Историческая география в процессе обучения

Взаимосвязь предметов История и География

Автор: Азамат Г.

Қазақша сөздерді жылдам жаттаудың 7 тәсілі

Бұл мақалада қазақша сөздерді жылдам жаттаудың 7 тәсілі жазылған. Күнделікті жиі қолданылатын заттар мен атауларды және етістіктерді тез жаттап, лексикалық қорыңызды кеңейтесіз деген үміттемін.Бірақ бұл тәсілдер тек қана қазақ тіліне ғана емес, кез-кел

Автор: Айгерим Д.

Как я стал репетитором

Описывается путь как стать репетитором.

Автор: Жанат Б.

5 ошибок родителей во время дистанционного обучения

Дистанционное обучение нам всем в новинку, поэтому многие родители не знают, как себя вести. Представленные здесь ошибки и заблуждения могут навредить школьникам, повлиять как на учебу, так и на здоровье ребенка.

Автор: Зульфия Р.